ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
МБОУ ПГО "Пышминская СОШ"
<>
Педагогическая династия Свяжины... Никифоровы

(презентация)

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Кого по головке погладил рукой,
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей,
И это понятно: ты совесть детей!

   Быть учителем – это судьба. Она огнем зажигает сердца, теплом согревает души. Только с таким отношением к собственной профессии можно отдавать этому нелегкому делу по 30-40 лет. Только настоящую любовь к своей профессии можно передать своим детям и внукам. От выбора профессии зависит вся дальнейшая судьба человека. Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы впоследствии ни о чем не жалеть.
   Бывают династии шахтёров, циркачей, строителей… А бывают династии учителей, вот только об этом как-то мало говорят.
   В народе говорят, что жизнь прожита не зря, если ты вырастил сына, построил дом, посадил дерево. Но если ты не просто вырастил человека, а еще и передал ему дело своей жизни – профессию, то по праву можешь считать себя состоявшимся человеком.
   Объектом исследования является учительская династия Свяжина Ф. М.
   Предмет исследования - педагогическая деятельность и вклад династии, в воспитание подрастающего поколения.
   Цель работы – описать историю учителей, оценить их вклад в общественную жизнь, показать значимость учительской профессии.
   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассказать об учительской династии
  2. Показать вклад нашей учительской династии в общественную жизнь страны
  3. Обратить внимание на значимость учительской профессии
  4. Сохранить память о династии педагогов.

О жизни Свяжина Федора Михайловича

   Федор Михайлович Свяжин родился 20 февраля 1929 года в деревне Продольная Туринского района в обычной семье: он был сыном репрессированного и колхозницы. Отец Михаил Михайлович был репрессирован за спетую частушку, много лет провел в лагерях. Мать Елизавету Михайловну Федор Михайлович уважал всю жизнь.
   Детство было тоже обычным: летом пропадал на реке, зимой сидел дома или играл с ребятишками на улице. Матери помогал во всем в силу возраста.
   Приписав года, Федор Михайлович 15 лет сбежал на фронт, прошел Войну. Вернувшись после Войны в Чукреево (оттуда сбежал на фронт), работал бригадиром. Женившись, стал учиться, так как жена была педагогом, то ему нельзя было отставать. Федор Михайлович экстерном сдал экзамены в педучилище сразу за три курса. В Дымково работал учителем рисования.
   После службы в армии заочно учился на историческом факультете Уральского государственного университета.
   Семья переехала в г. Ленск. Там Федор Михайлович работал уже первым секретарем Райкома Комсомола. Была выделена лошадь, чтобы можно было встречаться с комсомольцами на рабочих местах: в поле, в мастерских, на ферме, на пастбище.
   Переехали в Пышму в 1956 году. Сначала Федор Михайлович работал первым секретарем РК ВЛКСМ, затем, в 29 лет – заведующим отделом культуры Пышминского района.
   Под руководством Федора Михайловича строился первый ДК им. Гагарина.
   Окончив Уральский университет, перешел работать в школу. В 32 года стал директором Пышминской средней школы, которой посвятил всю оставшуюся жизнь.
   Федору Михайловичу повезло в том, что жена была учителем и всю жизнь помогала мужу советом, поддерживала все его начинания.
   Свяжина Анна Павловна проработала в школе более 50 лет. В Пышму приехала в конце 40 – х годов. Жить и работать было трудно. Трудности были и материальные, и голод, но люди жили дружно, помогали друг другу: «В то время мы были молоды и с трудностями справлялись достаточно легко. Все было интересно, дни проходили веселее». Анна Павловна проводила в школе много времени: сами  носили дрова в кочегарку, сами топили печи. Школа была в то время другой: имела гараж, теплицу, выращивала цветы, рассаду».
   Вместе с учителем географии Мараевым Н. А. Федор Михайлович в школе организовал Музей боевой славы, посвященный боевому пути 40–й Енакиевской дивизии. В последующие годы он перерос в краеведческий и стал районным.
   В Райкоме Партии Федора Михайловича встречали с опаской: он всегда приходил на заседания с новыми и новыми предложениями: то музей надо в школе организовать, то … школу новую строить, то … музей нужно уже не школьным делать, а создавать районный краеведческий, то … совсем уж из области фантастики – создать в школе производственную бригаду, широкого профиля. Приходя на заседание, Федор Михайлович постоянно напоминал о своих задумках, требовал, требовал, требовал … Благодаря тому что Федор Михайлович постоянно обивал пороги Райкома и убеждал, убеждал, в Ленинграде был создан индивидуальный проект строительства новой школы и … осуществлен. Когда здание новой школы вступило в эксплуатацию, то появились свободные деревянные здания. В одном из таких зданий благополучно разместился районный краеведческий Музей.
   В школе Федором Михайловичем была организована производственная бригада.
   За свой труд Федор Михайлович был удостоен званий  «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник народного образования». Награжден медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд».
   Боевыми наградами: медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями «20 лет победы в ВОВ», «40 лет победы в ВОВ», «50 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР».

Уральский феномен, или о профориентации в школе

   Хочется немного сказать о профориентации в Пышминской  школе. Слово «профориентация» сухое, но за ним стоит много. Много труда вложил Федор Михайлович Свяжин в создание производственной бригады в Пышминской школе. Весь педагогический коллектив были единомышленниками.
   Руководствовался директор школы высокими материями. Хочется привести слова Федора Михайловича: «…по правде – то говоря у каждого – заповеднейший уголок души и предмет лирики до самой смерти.  И кто же на себе лично не испытал этот удивительнейший магнетизм Родины: где бы ни был, куда бы ни забросила судьба и как бы ты хорошо ни жил, а вот все – таки наедине тоскуешь, вздыхаешь, хочется хоть одним глазком взглянуть на Родину. А когда, наконец – то, все – таки выберешься, приедешь и собственными глазами все увидишь (а кое до чего и дотронешься собственными руками) – так прямо что – то хмельное, пьянящее в душе поднимается. Невольно вслед за поэтом повторяешь мысленно, как молитву:

Святая Родина, святая!
Иначе как тебя назвать,
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И с колыбели полюбили
Родные песни …» (1, с.21)

   С другой стороны, Федор Михайлович прекрасно понимал, что сельскому хозяйству, а Пышминский район, как известно, сельскохозяйственный, нужны свои, родные, потомственные квалифицированные специалисты. И директор руководствовался прежде всего земными материями, создавая производственную бригаду в школе. Хочется сказать, что бригада была создана не зря и вовремя.

Заслуженный учитель
(из воспоминаний коллеги, учителя Галины Чикишевой)

   Слово школа вызывает разные воспоминания всегда и у всех.
   Для учителя иностранных языков, пришедшей в 1 класс в конце 50 – начале 60 – х это – «… директор – такой строгий, все видящий, но справедливый…» В этой школе, вспоминает учитель, им не только давали звания и учили учиться, трудиться и дружить, помогать друг другу. «Мне нравилось объяснять одноклассникам материал по математике, немецкому языку…»
   Далее учитель вспоминает, как им помогла потом в жизни та летняя практика на полях, их пришкольный участок, где их приучали все уметь делать; уборка овощей осенью, соревнования на лучший класс … Также вспоминается вступление в пионеры, комсомол, бригада. И всюду рядом с ними был директор, Федор Михайлович Свяжин. Они прислушивались к мнению директора при проведении советов дружины, комитета комсомола, советов бригады».
   … После учебы Галина Чикишева вернулась в школу уже учителем, теперь она с другой стороны узнала и увидела Федора Михайловича: «… талантливый человек, учитель, лектор, организатор. К нему шли за советом, узнать его мнение, просто поговорить в трудную минуту. Это человек, преданный своей профессии, прекрасно разбирающийся в детской психологии… Как же хватало сил нашему директору?!»
   Далее она пишет, что в какую организацию не загляни – всюду можно увидеть своих учеников, умеющих трудиться, преданных делу и творчески работающих. Бывшие ученики и коллеги с благодарностью вспоминают Федора Михайловича Свяжина.
   Нельзя не согласиться с тем, что он внес достойный вклад в дело воспитания и обучения тысяч учеников поселка. Среди них талантливые учителя, строители, рабочие, врачи, военные, журналисты, повара, продавцы, госслужащие, трудящиеся во всех уголках России.  

«Наш папка» -
из воспоминаний Кипрушкиной Нины Федоровны, дочери

   Нина Федоровна вспоминает, что отца, Федора Михайловича, дети звали папкой.
   «Наш Федор Михайлович был хорошим отцом… Отец любил своих четверых детей, гордился нами. Знакомил с местами своей молодости.  Любил показать нас своим землякам в деревне Продольной.
   Возил по всем населенным пунктам, где жил и работал… Помню, как мы ехали зимой в санях в деревню к бабушке. Нас кутали в тулупы, чтобы не замерзли…
   Вспоминаются зимние вечера, когда вся семья собиралась за круглым столом в большой комнате. Рисовали газету, клеили, мастерили, читали. Было уютно, тепло, весело.
   Казалось, он умел все. Нарисовать открытку и сочинить поздравление в стихах, увлечь историческими событиями, выполнить ремонтные электротехнические работы, водить и ремонтировать автомобиль. Папка очень много читал. Мы засыпали под говорящее радио и просыпались под сигналы «Доброго утра».
   Уже взрослая, я устыдилась, что так мало знаю по сравнению с ним.
   Одноклассницы завидовали, что у меня такой отец. Своими проблемами и радостями я делилась чаще с отцом. Он помогал найти выход, напутствовал. Его слова «Не пищать» - мой жизненный принцип. Ему были присущи чувство юмора, оптимизм, умение снять напряжение, разрядить обстановку.
   Любил показывать фокусы, шалил вместе с нами, а позднее с внуками: прыгал с дивана, катался с горки в корыте.
   Я счастлива, что у меня был такой отец, который был для меня другом и учителем. На его памятнике я поместила слова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Он заслуженно носил звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
   Таким помнит, таким живет с Ниной Федоровной ее отец Федор Михайлович.  

Продолжатели дела

   Свяжин Александр Федорович родился 1.01.1956 года, учился в Пышминскую среднюю школу, закончил 8 классов, поступил в Суворовское училище города Свердловска. Еще в школе он мечтал о профессии военного, поэтому продолжил учебу в высшем общевойсковом училище г. Омска. После окончания учебы служил на Западной Украине в городе Черновцы, Чите, учил молодых солдат военному ремеслу, любви к Родине.
   Сейчас живет и работает в Москве в ФСБ, передает свой богатый опыт молодому поколению в военном деле.
   Свяжина Ольга Федоровна родилась 13.03.1949г., училась в ПСШ, окончила школу в 1966 г. с золотой медалью. Поступила в пединститут г. Свердловска на факультет математики.  После окончания института в 1970 году работала в ПСШ  6 лет учителем математики, была любимым классным руководителем,  потом в школе г. Тюмени тоже учителем математики, позднее перешла работать в учебный центр, где обучала компьютерной грамотности, читала лекции, одновременно работала программистом.  Ольга имеет 2 сыновей, один из которых Сергей, окончил школу с золотой медалью и учился на факультете математики, а сейчас работает преподавателем в нефтегазовом университете города Тюмени. Он читает лекции по вычислительной технике и программированию, работает со студентами.  За отличную учебу в университете он получал президентскую стипендию.
   Никифорова Светлана Федоровна родилась 14.10. 1953г. в Туринском районе, училась в Пышминской средней школе, увлекалась математикой, была одной из лучших учениц. После школы работала на заводе железобетонных изделий в Свердловске. Потом вернулась в Пышму, работала в районо, перешла в школу. Сначала работала лаборантом в кабинете химии, участвовала и организовывала все учебные опыты на уроках, потом 18 лет работала учителем технологии , учила девочек шить и варить, экономно вести домашнее хозяйство.» Ее уроки были интересны и полезны для жизни», - отмечают ее бывшие ученицы.
   Кипрушкин Владимир Эдуардович (сын Нины Федоровны) родился 29 июля 1970 года в Пышме.
   До 6 лет жил в городе Орджоникидзе Днепропетровской области. В первый класс пошел в Сургуте. В 1977 году с родителями переехал в Пышму.
   Володя – первый внук Федора Михайловича и Анны Павловны Свяжиных., учителей Пышминской школы.
   Родители: мама, Кипрушкина Нина Федоровна – учитель математики и технологии; папа, Кипрушкин Эдуард Александрович был играющим тренером по волейболу.
   Володя закончил Пышминскую школу, в Омском пединституте получил профессию тренера по волейболу. Сначала работал в родной школе учителем физкультуры. Много лет работал тренером в Резервах «Уралочки» города Екатеринбурга. В данный момент работает в «Новой школе» учителем физкультуры.
   Жена, Ольга Алексеевна – учитель математики и информатики.
   Дети: Евгений – одиннадцатиклассник, баскетболист; Артём учится в третьем классе.
   Таким образом, учительскую династию Свяжиных продолжают в настоящее время Кипрушкин Владимир, его жена Ольга Алексеевна и Свяжин Сергей.

Заключение

   Заданная тема заставила осознать, что действительно, учительство занимает прочное место и сложилось по- настоящему учительская династия.
   Работая над этой темой  поняли, что профессия учителя не из легких, но без учителя не будет ни врача, ни экономиста, ни повара, никого.
Надо бы поставить где-нибудь на улочке
Скромный пъедестал – Памятник Учителю!
И на нем бы надпись:
«Без него бы Пушкин Пушкиным не стал
Без него б Матросов не пошел под пули
Без него бы люди в космос не шагнули…
Жизнь не оборвется
Если есть учитель, строгий и не очень
Старый, молодой……..
Если он приходит в школьную обитель
То не остановится шар весь наш земной!»

Владимир Евплухин

   Ежегодно в феврале проходит баскетбольный турнир на кубок имени Свяжина, который помогают организовывать благодарные ученики, друзья, свято чтящие и хранящие память светлого и такого неравнодушного человека.

8.0 Приложения

 

вернуться

MBOU PGO «Pyshminskaya SOSH» | 2015-2016 © ee-cms

Яндекс.Метрика