ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
МБОУ ПГО "Пышминская СОШ"
<>
Холодковский Владимир

     Некогда село Тупицино имело собственный храм. В годы Советской власти церковь ликвидировали. Ее развалины, как печальный монумент безбожным временам, простояли до наших дней.
     Идею строительства в этом месте часовни подал настоятель церкви во имя святой великомученицы Параскевы села Савина иерей Алексий (Буньков). Инициативу поддержали казаки станицы Пышминская. Именно их силами в 2012 г. началось возведение небольшого храма в Тупицино.
     Под руководством атамана казаки расчистили заброшенный церковный двор от травы и деревьев. Затем произвели демонтаж останков храмовых помещений. Полученный в ходе разбора старый, но крепкий кирпич пошел на сооружение новой часовни.
     Строительство продолжалось чуть меньше полугода. Оно объединило многих людей. На площадке были замечены казаки Пышминской станицы, а также жители Тупицыно и местные депутаты.
     4 августа 2012 часовня была освящена во имя святого новомученика Владимира (Холодковского). На чине освящения присутствовали потомки убиенного священника.
     По инициативе архиепископа Екатеринбургского и Викентия и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в календаре Русской Православной Церкви появится Верхотурского новый праздник – Собор Екатеринбургских святых.
     Празднование нового памятного дня Святейшим Патриархом благословлено в день образования Екатеринбургской епархии -  11 февраля.
     В состав собора включены имена 63 святых XVII-XX веков, подвижническая и мученическая жизнь которых непосредственно связана с Екатеринбургской епархией. В списке по Камышловскому уезду мы читаем: «…священномученик Владимир Павлович Холодковский, священник Николаевской церкви села Тупицынского Камышловского уезда (после революции – Пышминского района) (31 июля/13 августа 1937)». Священномученик – мученик, принадлежавший к священному сану, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа. Священномученики не составляют особого лика святых и  на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками.
     Священномученик Владимир – Владимир Павлович Холодковский – родился в ноябре 1895 года в городе Каменск-Уральский Шадринского уезда Пермской губернии в семье государственного чиновника (коллежского регистратора). Образование будущий священномученик получил в Екатеринбургской паломнической школе, которую окончил в 1912 году. С 1912 по 1918 год Владимир служил псаломщиком в Вознесенской церкви села Завьяловское (Екатеринбургский уезд, Пермская губерния – ныне Свердловская область, Талицкий район). В 1916 году он обвенчался с Анной Васильевной. В семье росло шесть детей: трое сыновей – Борис, Василий, Павел  и три дочери – Людмила, Серафима, Надежда. Революция, ленинский  декрет об отделении  церкви от государства и антирелигиозная политика властей не смутили Владимира Павловича. Он принял решение до конца посвятить себя служению Церкви: в 1918 году был рукоположен в сан диакона к церкви села Тимохинское (Камышловского уезда Пермской губернии). Служил в Пророко-Илиинской  церкви.  У отца Владимира был собственный дом в деревне Фролы, недалеко от Тимохинского. В годы гражданской войны район, в котором он служил, переходил несколько раз от красных к белым и обратно. Местное население разделилось на сторонников красных и сторонников белых. С обеих сторон было ужасающее ожесточение.     В деревне Фролы красные взяли в заложники жителей села, которых после пыток расстреляли при стечении народа. Один из крестьян не вынес страшного  зрелища и умер от разрыва сердца.

     В это время Святейший Патриарх Тихон обратился с посланием к православным христианам и пастырям Церкви: "...Не мстите за себя,...но дайте место гневу Божию... Помните завет святого апостола: Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях... Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову".
     Руководствуясь словами Святого Патриарха, причт храма, к которому относился отец Владимир, пытался остановить междоусобицу во вверенном приходе, но безуспешно. Весной 1918 года территория района была занята армией адмирала Колчака. Пришли белые, поймали трех участников расстрела, жестоко избили ломом, сложили тела на телегу, увезли на скотомогильник и еще живых закопали там. Сочувствовавших красным стали называть «фракциины». В селе Юрмытском местные жители расправились по –своему: заставили просить прощение у пострадавших. Судьба тех, кто сочувствовал большевикам, решалась на собрании жителей села. Присутствовало двадцать пять человек. Некоторые, в частности, крестьян, старшего брата, которого красные расстреляли как заложника, требовал «расстрелять подозреваемых в большевизме, указывая им место на скотомогильник») На собрании  решили  посадить арестованных в тюрьму и тем самым спасло их от расправы. В селе произошло избиение семей красных партизан: им плевали в лицо, били кулаками  и плетями.   Настоятель Богородицкой церкви деревни Фролы отец Александр Карпинский пытался остановить разъяренную толпу, умолял пощадить людей: «Помилуйте!.. Так ведь нельзя, у него ведь тоже душа в рай хочет…оставьте его… Бог простит». Но его призывы не были услышаны. Период свободы от большевиков был недолгим. Летом 1919 года войска адмирала Колчака стали отступать. Зная о том, что пастырям, которые оставались на территории,   переходившей после поражения белых войск под контроль Советов, большевики устраивали жестокую расправу. Простая лояльность духовенства по отношению к белым расценивалась  красными как контрреволюционное выступление. Священникам, служившим молебны о победе белой армии выносили смертный  приговор. Опасаясь расправы, отец Владимир эвакуировался. Некоторые жители села по благословению настоятеля вступи в войска генерала А. Н. Пепеляева- командарма Северной армии адмирала Колчака. Этого 28 – летнего командарма называли «мужицким генералом». Отступал с белыми до Новосибирска. В Новосибирске (тогда он назывался Новониколаевск) отец Владимир служил в Покровской церкви, но 17 марта 1920 года он возвращается обратно на место своего служения в село Тимохинское.
     В декабре 1920 года отец Владимир был рукоположен в сан иерея и определен к Николаевской церкви села Тупицинское (в некоторых источниках Тупицыно). После перевода, с 1925 по 1927 год, он служил в церкви села Юрмытское. В  1927 году церковь села Юрмыцкого перешла к обновленцам, и в ней стал служить обновленческий священник В.Д.Яворский.Обновленцы, сторонники религиозного обновленческого течения внутри русской православной церкви 20-40-х гг. XX века.  Обновленцы ставили задачей приспособить церковь к  изменившимся условиям после Октябрьской революции 1917 года. Они выступили против контрреволюционной деятельности церковного руководства во главе с патриархом  Тихоном, провозгласили своим принципом лояльность по отношению к Советскому государству. Идеолог  обновленцев митрополит А.И.Введенский проповедовал «коммунистическое христианство». Они ратовали за возвращение к так называемым  демократическим порядкам раннего христианства, стремились отождествить коммунизм  и христианство.
     Отец Владимир, отрицательно относившийся к "живоцерковникам", часто говорил своим чадам: "Власть понуждает нас к обновленчеству, но пусть меня на куски растерзают, не пойду в раскол!" Ему пришлось вернуться в село Тупицынское, где прихожане были готовы защищать тихоновскую церковь и батюшку от обновленцев.
     1929 год- год великого перелома. Началась коллективизация.  На Урале ее планировалось завершить осенью 1931 года. Трудности, возникшие в ходе ее проведения, власти объясняли сопротивлением кулацких элементов и служителей церкви. Началось преследование духовенства: закрывались и разрушались церкви и молельные дома, духовенство облагалось непомерными налогами.
     В конце октября 1929 года в местное отделение ГПУ поступило заявление с просьбой "принять срочные меры к священнику Холодковскому, так как он в проповедях агитирует против Советской власти и из-за этого в селе Тупицынском  невозможно вести работу с крестьянами". Отец Владимир пользовался огромным авторитетом  у местных жителей. Он не скрывал своей любви к Богу и Церкви, часто он говорил, что «за веру готов пойти на всякие муки», «умереть на своем посту».  На каждом  богослужении батюшка в своих проповедях призывал людей к спасению, несмотря на наступление времен безверия.  Его проповеди производили такое сильное впечатление на прихожан, что многие из них плакали. «Овцы, - говорил он, - ваше стадо  направлено по пути в ад кромешный. Существующий порядок всех приводит к нищете и голоду, но надо терпеть. Бог милостив и пошлет благодать на землю». Меры были приняты, и 1 ноября 1929 года отец Владимир был арестован и отправлен в Шадринский Исправдом.  Его обвиняли в том, что он, пользуясь авторитетом среди окружающего населения, «…вел работу против безбожия, стараясь укрепить авторитет церкви». Обвинение по статье 58-10 УК РСФСР. Протоколы архивно-следственного дела содержат сведения, позволяющие восстановить картину жизни православного прихода села Тупицынского.  Свидетели по делу отца Владимира приводили факты, благодаря которым можно составить представление о его характере, отношении к ближним. Несмотря на гонения и притеснения со стороны властей, отец Владимир ревностно исполнял свои пастырские обязанности. Крестил детей, беседовал со школьниками и колхозниками о вере, призывал местных жителей не отступать от Бога. Одному бывшему прихожанину, например батюшка сказал: «Бросьте безбожие, идите в веру … Надо жить дружно, одному другого защищать и вражду не разводить. Тогда хорошо будет жить всем…». Другому крестьянину говорил: «Что же ты, Иван Афанасьевич, детей  - то своих распустил? Вон Анатолий в комсомол ушел, хлеб у крестьян отбирает …  Я тебе советую на старости лет греха не творить». 
     26 декабря 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к 5 годам концлагерей. Дома осталась матушка с шестью  детьми и без средств к существованию. Отец Владимир вовремя следствия, не шел ни на какие компромиссы с властями. Свою вину он не признал: «Виновным по сему делу советской власти никогда не выступал… Я, как священник, проповедовал Слово Божие против советской власти… никогда не выступал…  Я ни в каких партиях не состоял и политикой совершенно не интересуюсь».  Где он отбывал это наказание, мы не знаем. Известно, что лагерный срок он отбыл полностью, а в 1935 году, после освобождения, состоялось возвращение пастыря на место своего служения в село Тупицинское.
     Отец Владимир вновь стал служить в Николаевской церкви. Вновь была организована церковная община, начались регулярные богослужения, стали совершаться требы. Когда в 1936 году власти попытались закрыть храм, будущий священномученик созвал собрание верующих и по окрестным деревням стали собирать подписи в защиту церкви. Батюшка призывал к терпению, говорил, что «безбожная власть не навечно, нужно терпение, и наступит время, когда снова будет царство религии», – вспоминали некоторые люди.  Снова на отца Владимира стали поступать доносы о том, что он ведет антисоветскую деятельность. В одном из доносов, на материале которого, основывалось следствие, говорилось: "Поп Холодковский систематически ведет антисоветскую деятельность, умышленно срывает проведение массовых выступлений среди школьников, разваливает колхозную дисциплину". При оглашении обвинения было прибавлено: "Во время тайных исповедей священник Холодковский запрещал верующим вступать в колхозы". На таком материале стало собираться новое дело на священника Холодковского.
     То, что для нас является свидетельством глубокой веры и бескомпромиссным выполнением пастырского долга, для богоборческой власти являлось самым тяжелым преступлением. Отец Владимир был арестован в начале июля 1937 года. Управлением НКВД по Челябинской области было сфабриковано дело о «контрреволюционной монархической организации церковников» в Камышловском и Пышминском районах. Всего по делу «контрреволюционной организации» было «арестовано  и привлечено к ответственности 29 человек». Все проходившие по делу священники были тихоновцами. Следствие велось по стандартной, хорошо отработанной схеме. В Пышминском районе «контрреволюционная группа» состояла из десяти человек. Во главе ее якобы стоял благочинный Пышминского района. В задачи «организации входило укрепление религиозных общин, сопротивление закрытию действующих церквей, «воспитание членов контрреволюционной организации в духе ненависти к существующему строю», а также «в случае войны всемерное содействие… поражению советской власти». Первый допрос отца Владимира состоялся 9 июля 1937 года. Через месяц те, кто вел следствие, «получили доказательства» вины отца Владимира и других подследственных.
     Несмотря на то, что к арестованным применяли "незаконные методы ведения следствия", т.е. пытки, отец Владимир держался стойко, с достоинством, никого не оговорил и виновным себя не признал. Почти все арестованные  по этому делу подписали протоколы допросов, в том числе с признанием вины, а также заявления о намерении чистосердечно признаться.

     4 августа 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что Владимир Холодковский «является активным участником контрреволюционной монархической организации церковников», систематически ведет контрреволюционную пораженческую агитацию, критикует политику партии советской власти, во время тайных исповедей верующих запрещает им вступать в колхозы.
     Тройка при УНКВД СССР по Челябинской области приговорила священника к высшей мере наказания. 13 августа 1937 года в 17 часов священник Владимир Холодковский был расстрелян.                       

Часовня св. Владимира Холодковского в селе Тупицыно.

Вернуться

 

MBOU PGO «Pyshminskaya SOSH» | 2015-2016 © ee-cms

Яндекс.Метрика