ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
МБОУ ПГО "Пышминская СОШ"
<>
Педагогическая династия Барахвостова...Белоногова

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Кого по головке погладил рукой,
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей,
И это понятно: ты совесть детей!

   Важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка, учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму, почитаем во все времена. И если его качества действительно высоки, а душа открыта, он закладывает в растущем человеке самые ценные знания и моральные устои. Значение этой профессии трудно переоценить, и уважение к ней в любые времена безмерно.
   Не секрет, что тысячи школьников, искренне любя своего учителя, мечтают и сами стать представителями этой замечательной и нужной профессии, но до реализации своей цели доходят лишь единицы. 
   А происходит это потому, что с годами взросления приходит и объективный анализ собственных способностей. Ведь нельзя не согласиться с тем, что далеко не каждому свойственно то небывалое терпение, которое ежедневно проявляет в своей работе учитель. Не каждому под силу и сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но, в то же время, настойчивость, справедливая требовательность и необычайная работоспособность.
   Настоящий учитель не просто отбывает положенный период урока, он действительно живет проблемами и бедами каждого ученика, вместе со своим классом радуясь успехам и огорчаясь потерям. Хороший учитель никогда не подавляет школьника авторитетом, он всегда готов к диалогу, и об учительской коммуникабельности, деликатности и дипломатических способностях можно слагать легенды.
   Чтобы стать учителем, необходимо, в первую очередь, быть разносторонне развитой и высокоморальной личностью, иначе все попытки достичь высот, увы, потерпят поражение.
   Педагогическая династия – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Работа с детьми, с их тонкими душами, сложными, только формирующимися характерами, никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому: в школу идет работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей.
   Служение делу образования и просвещения вызывало особое уважение у россиян. Учитель с его готовностью к самопожертвованию во имя детей неизменно зачислялся в число наиболее почитаемых соотечественников. Биографии учительских родов порой читались как увлекательная проза: они включали семейные предания, легенды, личную переписку, рассказы о семейной реликвии, о случае из жизни, газетные публикации и т.п.

   Актуальность работы:
   
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение и нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека.
   
Цель работы: определить вклад представителей педагогической династии в систему образования
   Для достижения цели  определили следующие задачи:

  1. Выяснить работают ли в нашей школе представители педагогических династий
  2. Подобрать и систематизировать литературу.
  3. Выяснить, что такое династия
  4. Определить личные достижения каждого– педагога в истории становления образования.

   Объект исследования: история педагогических династий Пышминской  школы.
   Предмет исследования: род педагогических династий учителей Пышминской школы
   Методы исследования:изучение литературных источников и информации в Интернете; опрос.
  Гипотеза: практически многие наши  близкие, так или иначе, причастны к педагогической деятельности. Интересно, передается ли профессия по наследству? Предначертано ли нам судьбой стать педагогом?

   Дина́стия (от греч. δῠναστεία — власть, господство) в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей.
   В переносном значении — череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам. (Википедия)
   Значение слова по Ефремовой: Династия - 1. Ряд монархов одного рода, последовательно сменявших друг друга по праву наследования. 2. перен. Ряд поколений, передающий из рода в род профессиональное мастерство, традиции.
   Значение слова по Ожегову: Династия - ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода.
   Значение слова по словарю Ушакова: (династия устар.), династии, ж. (греч. Dynasteia господство). Ряд последовательно правивших монархов, принадлежащих к одному роду. Династия Романовых. Династия Бурбонов.
   Значение слова по словарю Даля: Династия ж. греч. род, дом, говоря о государе; поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц. Династический, к династии относящийся.
   Значение слова Династия по словарю Брокгауза и Ефрона:
   Династия (греч.) — ныне означает ряд царствующих, вообще правящих лиц из одного дома, от одного родоначальника.
   По нашему мнению, семья для каждого – это те самые любимые и родные люди, которые были с ним с самого детства. Это особый мир, в котором живут люди разных поколений. Наверно замечательно, когда существует семейная династия. Из поколения в поколение передаются семейные тайны, опыт, правила, черты, качества, умение.
   Особенно ярко это наблюдается в королевских, царских династиях. Такие династии определяли эпоху, играли существенную роль в развитии мира. И в наши дни еще кое, где сохранились королевские династии.
   Для нас ближе династии профессий. Династия врачей, военных, летчиков, моряков, полярников, и т.д. Но сама династия не наделяет автоматически поколение качествами, которые присущи той, или иной профессии. Династия передает багаж знаний, которые позволяют приобрести такие качества. Мы часто встречаем в жизни людей из таких династий, которые считают достаточным родиться в такой семье, а все остальное уже есть.
   К сожалению, такое мнение, приводит к медленному разрушению семейной династии, к ее деградации, утере тех качеств, присущих и передающих из поколения в поколение. Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний.
   И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию. Династия, это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать его своим детям. 
   Династия педагогов – это особая тема, так как воспитывать детей, жить их заботами и проблемами даётся не каждому. Педагогическая летопись Пышминского края знает много замечательных людей, оставивших яркий свет в образовании, просвещении народа Пышмы, а также далеко за пределами нашего района. В нашей школе есть несколько учительских династий, представители которых не ушли из профессии, а верно служили на ниве воспитания молодого поколения. Мы насчитали 5 семей, в которых есть 2-3 поколения учителей (Свяжины – Кипрушкины – Никифоровы, Барахвостова- Баранникова – Петрова – Белоногова,  Дегтярева – Иванова, Майшевы, Иванова – Калимуллины) Педагогические династии и семьи - гордость нашей школы. Они вносили и вносят огромный вклад в дело образования и воспитания школьников
   Родилась Барахвостова Ольга Михайловна в 1920 году в деревне Кипрушкиной. В детстве любила играть в мальчишечьи игры, ходила в ночное. Очень любила природу, черемуховые заросли, пение соловьев, и позднее, в каждом своем отпуске, всегда стремилась побывать в полях и лесах. После окончания Пышминской школы поступила в Камышловское педучилище. В июне 1941 года Ольга приехала в родную Пышму отдыхать. Был солнечный воскресный день. Проходил районный праздник. На массовом гулянье так много молодежи: девушек в нарядных ярких платьях, жизнерадостных юношей. И вдруг страшная весть – война! Комсомольцы двинулись в райком. Все они хотели пойти добровольцами на фронт. Ольге отказали. Но она упорно добивалась своей цели. И вот Ольга на радиокурсах в Свердловске.  Девчата изучали приемник, передатчик, азбуку Морзе. Оля очень старалась. Была лучшей ученицей, и если уступала кому в учебе, то только Жене Морозовой, бывшей студентке второго курса Уральского политехнического института. Подруги получили  первый класс радистов. Могли принимать по сто знаков в минуту. Все мечты были об одном: скорее бы на фронт. Но отличниц оставили при училище.  Затем Ольга подает несколько рапортов, чтобы отправили в действующую армию. В июле 1942 года Ольга отправлена на фронт. Определили ее в знаменитую третью армию Рыбалко; а именно в сто тридцать восьмой Львовско – Берлинский.  В этот год под Харьковом Ольга вступила в партию. Трудный путь прошел Львовско- Берлинский ордена Красной Звезды полк связи, в составе которого находилась Ольга. А работать радисткам часто приходилось и под огнем противника, и во время бомбежек с воздуха. И общественной работой заниматься пришлось. Оценив ее настойчивость и ответственный характер, Ольгу избрали комсоргом полка. За время фронтовой службы Ольга Михайловна не раз награждалась боевыми наградами: получила орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
   После демобилизации вернулась к любимой профессии. Учила детей и училась сама. Заочно окончила Свердловский учительский институт. Класс был нелегким. Все формы, все методы воздействия приходилось применять. Большинство учащихся - из деревень. Но как же без них, без ежедневных забот и хлопот? Какая это жизнь? И организует классный руководитель классные собрания в деревнях, на которые приходят не только родители учащихся, но и представители общественных организаций. Ольга Михайловна часто бывала в семьях учащихся. Не было таких мелочей в жизни своих учеников, о которых бы не знала Ольга Михайловна.

 

   Вера Павловна Топоркова - племянница Ольги Михайловны Барахвостовой.
Вера родилась 16 июля 1941 года, в  это время ее отец уже принимал участие в боях на фронте, 21 июля1941 года было последнее от него письмо, а мать в 28 лет осталась с двумя детьми на руках. Дети чувствовали каково маме без отца, подросли помогали. Уходя, он сыну Толе сказал: «Слушайся маму, береги сестренку, скоро родится Вера». Так мать и дала имя дочери Вера. Вера Павловна конечно не  помнит что было тогда, но с 5 лет у нее уже что –то осталось. Она вспоминает до сих пор. В 5 лет она с братом, который был старше ее, они ходили на колхозные поля и собирали мороженую картошку, а из «пиканов» и щавеля пекли лепешки. После 5 – го класса им доверили пасти овец, свиней, коров и т.д. В школе учились хорошо, активно себя вели. После окончания средней школы пошла работать. Временно замещала машинистку в исполкоме, а затем доверили заведование ЗАГСом. Но желание учиться дальше не покидало и Вера поступила в Свердловский педагогический университет на заочное отделение и пошли различные должности: это работа в комсомольских органах, и учеба в Центральной комсомольской школе, здесь была проведена незабываемая встреча с мамой Зои Космодемьянской, о которой Вера помнит все подробности. Много лет посвятила себя школе. Работу с детьми считает лучшим в ее жизни.За эту работу она заслуженно награждена значком «Отличник народного просвещения». Где бы не работала Вера Павловна она всегда была в гуще общественной работы. Так  много лет она возглавляла Райком профсоюза в системе образования.


   Вера Павловна воспитала двух дочек, которые продолжили дело. Сегодня Наталья Валерьевна и Ольга Валерьевна учителя начальных классов в Пышминской средней общеобразовательной школе. Это третье поколение педагогов. После окончания Пышминской средней школы поступили в Камышловское педагогическое училище, а затем заочно в Ишимский пединститут.
   

   Ольга Валерьевна учитель начальных классов первой квалификационной категории. Старается создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучить помогать друг другу. При работе с детьми старается встать на один с ними уровень, чтобы они понимали, что все их проблемы значимы для учителя, ведь когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не кажется ему обидной. Ее общение с детьми – это душевная ласка, соединенная со строгостью. Она прекрасный учитель, добрая, чуткая и отзывчивая. Ее любят и уважают ученики, и коллеги-учителя. Она учит детей мыслить, а не только заучивать произведения из учебника, излагать собственную точку зрения и всегда отстаивать ее. Она умеет достучаться до сердца каждого ученика, увлечь, удержать внимание на том необходимом, что может быть полезным в дальнейшем, помогает им открывать в себе способности, готовит к взрослой жизни.
 

   Более 30 лет работает  в нашей школе Наталья Валерьевна. Она  плодотворно работает над формированием нравственных качеств личности ребенка. Выбор методов деятельности осуществляет исходя из психолого-физиологических особенностей младших школьников. Большое внимание педагог уделяет работе с родителями. Организует внеклассную деятельность в школе первой ступени. За многолетний труд Наталья Валерьевна и Ольга Валерьевна награждены Почетными грамотами.
   

Педагогическое образование получают внучки  Веры Павловны Маша и Настя.  

     

   Это новая страница в истории педагогической династии.
   К династии педагогов относится  и Баранников Павел Иванович – учитель начальных классов, но  информации нет.
 

 Заключение
   Удивительное это явление — династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови», дар учить, переданный по наследству? Или нечто, полученное свыше, определяющее судьбу? Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, — на то необходимо веление души!
   Каждый человек волен в выборе своей профессии и происходит этот выбор по-разному. Однако обычно в этом случае играет роль пример близких людей.
   «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» Л. Н. Толстой.

вернуться

MBOU PGO «Pyshminskaya SOSH» | 2015-2016 © ee-cms

Яндекс.Метрика