ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
МБОУ ПГО "Пышминская СОШ"
<>
О заводе ПТО

      Презентация

     Нынешнее название у Пышминского завода, конечно, не первое. Вначале он именовался как ремонтный завод. Образовался он в 1941 году на базе машинно–тракторных мастерских, в свое время входивших в Пышминскую МТС.
     Чем была вызвана организация завода?
    
Причина первая. Бывшая МТМ была настолько маломощной, что совсем перестала удовлетворительно решать задачи селян по ремонту сельскохозяйственной техники. Главное новый завод должен был наладить реставрацию  запчастей к тракторам, комбайнам и другой сельхозтехнике. Предполагалось наладить  и изготовление новых деталей.
     В 1941 году по постановлению правительства областной земотдел  должен был сформировать из системы заводов ремонтный трест.  Что и было сделано первым управляющим трестом А.Д. Розниченко. Из Пышминской МТМ родился Пышминский ремзавод, руководить которым  было доверено А.П.Ракульцеву.
     Из преобразованной Пышминской МТМ завод получил три стареньких токарных станка, да по одной единице фрезерного, сверлильного и расточного…
     Силовое хозяйство состояло из 18 сильного двигателя и 25 сильного для привода станков. Производственные участки и служебные помещения расположились  в единственном помещении общей площадью 1200 квадратных метров. 

Грянула Великая Отечественная война.

    В середине 1941 года из Ворошиловграда был получен 50 – силовой дизель «буденовец», первый дизель сразу разрядил напряженную обстановку в снабжении электроэнергией. Установили генератор и сразу нормализовалась обстановка на механическом участке. Шлифовальный станок позволил наладить реставрацию коленчатых валов всех имевшихся тогда марок тракторов и автомобилей и не только для Свердловской области, но и соседям Тюменской и Курганской областям.
  Нужны кадры. Согласно приказу № 454 с Краснополянской МТС на завод было командировано 5 высококвалифицированных специалистов. Среди них А.К.Ильиных токарь – шлифовщик 6 разряда. В войну работал мастером механического участка. Вместе с Ильиных приехали электоромеханик А.С.Чумаков, кузней Н.Антропов, слесарь шестого разряда А.Ф.Морозов и слесарь пятого разряда С. И. Бурнаков. Из МТМ пришли токарь А.Н.Кисов, слесарь А. Петров, кассир А.Р.Петрова.
   В первые месяцы войны (ноябрь – декабрь 1941 г) завод отправил на учебу в Режевскую школу механизации новую группу. Это были несовершеннолетние П.Ф.Рябин, Н.Д.Сушинских,  Е.А.Албычев, С.Е.Шашков,  А.Н.Парадеева, Е.А.Чернышева, Б.А.Коневский.  Все они позднее оправдали надежды заводчан и стали хорошими специалистами.
   В этот  же  период завод принял меры по обучению рабочим специальностям и у себя на месте. На завод были приняты учениками Н.И.Чернышев, В.В.Борноволоков, З.П.Тимофеева, А.И. Лоскутова и другие.
   11 ноября 1941 года директор завода А.П.Ракульцев был призван в армию. Временное исполнение директорских обязанностей было возложено на Виктора Иосифовича Жаврида. В канун нового1942 г по приказу Ремтреста Виктор Васильевич Попов был назначен главным инженером. В июле 1942 г на директорство постоянно был назначен Александр Дмитриевич Дмитриев
     Основной состав работников завода того времени составляли несовершеннолетние  юноши  и эвакуированные.
    Основная программа завода предусматривала капитальный ремонт сельхозтехники, а также автомобилей «ГАЗ -АА» и « ЗИС – 5» для нужд Красной Армии. Кроме того, завод изготовлял запчасти к тракторам и выполнял различные заказы для нужд района и области.
   Для ремонта армейских автомобилей прибывали солдаты воинских частей и мобилизованные через райвоенкоматы. Для выполнения заказов отдельных предприятий области направлялись их специалисты. Численность рабочих ремзавода была 70 -80 человек.
    На ремонт тракторов и комбайнов составлялись жесткие графики. Еще жестче были сроки ремонта армейских автомобилей.  В условиях военного времени рабочий день в от дельные периоды устанавливался в 12 часов, часто использовались выходные дни. Невыход считался прогулом.
    При ремонте тракторов в области постоянно чувствовался острый недостаток запчастей. Перед заводом была поставлена задача расширения механического участка.
    Возможность такая скоро представилась. В апреле 1944 года с Баранчинского завода № 658, Н-Тагильского № 183 и Высокогорского рудоуправления было получено дополнительное металлорежущее оборудование. Конечно же, оно требовало капитального ремонта…
    На заводе была создана ремонтная служба, возглавить которую должен был В.Д.Жаврид. Всего 7 человек вошло в эту бригаду. В помощь этой бригаде были направлены ребята школы ФЗО № 61 (из них 16 человек ученики токаря, 4 машиниста, 3 сварщика, 23 слесаря и 2 кузнеца) Ученики  они и есть ученики. Много было брака. Но не только по причине низкой квалификации ребят шел брак. Оснастка была недоброкачественной. Поэтому из тех же выпускников ФЗО № 61 пришлось на заводе готовить своих слесарей – инструментальщиков. Ответственным был назначен начальник инструментального хозяйства Д.И.Слезкин.
   В праздничных приказах тех лет часто объявлялись благодарности В.В. Борноволокову, И.Д.Сушинских, П.Ф.Рябину, Б.Н.Кипрушкину, М.А.Керовой, В.Тимофееву, Ф.А. Чернышеву, Д.А.Чернышеву, А.К. Ильиных. Многие из них награждены медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (А.М.Митта, И.Н.Епанчинцев, Д.И.Слезкин, З. Н.Хорькова, А.И. Парадеева)                                                                                                              (Знамя октября № 110, 10 сентября 1991 г, Это нашей  жизни страница» В.Огнев,  В.Пономарев)

    Первый директор – Ракульцев Александр Прокопьевич
  Ремонтировали тракторы СХТЗ, комбайны «Коммунар», «Сталинец». В годы войны сначала занимались изготовлением верхних втулок головки шатуна, направляющих втулок клапана, другие запасные части к тракторам.  Объем работ выполняли на 30 тысяч рублей.
   2 ноября 1941 года был мобилизован в действующую армию. Много пришлось испытать солдату за долгие годы войны. Вначале сражался под Москвой, был участником Августовской операции в 1942 году. Здесь ранили в руку и бедро. Был Александр Прокопьевич артиллеристом: заряжающим, а потом шофером на «студебеккере». Вот один из эпизодов из фронтовой жизни. Много было их, но иные навсегда врезаются в память. Их батарее было приказано поддержать пехоту и занять деревню Тимково, что в нескольких километрах от г.Волоколамска. К четырем орудиям добавили два танка Т-34. Вначале пошли танки. Один из них вражеское орудие сразу подожгло на окраине Тимково. Тогда командир батареи приказал бить по домам, где засели фашисты. Разрушили дома, подавили огневые точки, пошла в атаку пехота. На своих «студебеккерах» водители быстро подтаскивали и разворачивали орудия все ближе и ближе к рубежу атаки, артиллеристы посылали снаряд за снарядом. И вот деревня занята. За этот бой Александр Прокопьевич награжден медалью «За отвагу». С гордостью носил и другие награды. Медаль   «За оборону Москвы», Орден Красной Звезды за бои в Прибалтике. Медали « За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другие.
     В ноябре 1945 года вернулся гвардеец на родную уральскую землю. Райком партии направил А.П. Ракульцева в Печеркинскую МТС старшим механиком.  В 1948 году вернулся на родной завод и трудился до выхода на пенсию в 1967 г.                
     В годы войны директором был А.Д.Дмитриев, а главным инженером был т.Жаврид.
    Правда от завода того времени сейчас мало что осталось. Разве что контора, где сейчас техотдел. На втором этаже была бухгалтерия, на третьем, в деревянном надстрое, общежитие для шоферов, ремонтировавших грузовики для фронта. В этом же здании справа размещались станки. Первым слева был шлифовальный. Виктор Нужин на нем сперва работал, а потом Вячеслав Сушинских. Дальше стоял токарный станок Владимира Бабикова. Потом на нем Краузе работал, а еще позднее Зина Тимофеева и Лена Чернышева. Последним слева стоял «ДИП -21». Работали на нем Геннадий Дубровин и Федор Чернышев. Когда Геннадий ушел на фронт, его заменил Паша Рябин.
     Трансмиссия была общей на все станки.  Справа стоял еще один токарный станок, который у нас почему –то именовался «Варварой». Работали на нем Николай и Паня Сушинских. Дальше шли двери в сборочный цех, где бригада Гофмана собирала автомашины для фронта.
    За проходом в сборочный цех стоял строгательный станок и, кажется, сверлильный (2), а в углу у раздатки помещался верстак Дмитрия Слезкина с его учениками. Много же пацанов прошло через этот верстак.
   Многим пришлось поработать в бригаде Гофмана, потому что постарше ушли на фронт. Среди них были Николай Дмитриевич Сушинских, Виктор Нужин и мастер Александр Константинович Ильиных, Виктор Фоминых, Геннадий Дубровин.
  Много работало подростков, возрастом 14-15 лет и девчушек. По 12 часов работали, иногда 2-3 суток, не уходя с завода. Из ветеранов тогда оставались Д.И.Слезкин, и.И.Епанчинцев, А.А.Петров, А.Н.Митта. Мастером из эвакуированных А.Т. Дмитров.
   Весной 1943 бригада Гофмана собирала грузовики, поступающие в Пышму с четырех районов. Мужчины этой бригады полностью ушли на фронт, собрали пацанов. Потом и  Феликса Гофмана проводили. Как раз организовывался польский легион , и он ушел в дивизию имени Т. Костюшко. На прощание обнял он  нас  всех кучей и говорит «Оставайтесь, пацаны а мое место там…»
   …Совсем недолго повоевал Гофман. Очень скоро пришла на него похоронка  его знакомой екатерине Михайловне Безбородовой. Строгий и справедливый был человек Гофман. Высокорослый. Все в буденовке ходил.
     Из шоферов тогда остались почти все девчата- Мария Чапова, Татьяна Петрова, Ася Кравцова и пацаны – Гоша Шарков, Валентин Аныгин, Иван Кочегаров.
    Тяжелое время было, голодное. По карточкам давали 400 г хлеба в день. В столовой давали капустную баланду, приправленную чайной ложкой растительного масла.
     … В 1944 году проводили на фронт ребят 1927 года рождения. Ушли Гоша Шарков, Паша Рябин и др. На заводе была организована группа ФЗО. Мастер Мясников ей руководил. Пожилой он был, лет 50 и контуженный.
     В группе этой тогда учились из пышминцев Коля Филиппов, Иван Устьянцев, Дима Коновалов, Афонасой Зырянов, Афонасий Ярославцев.
     К 1944 году все машины, какие только можно было отремонтировать, были отправлены на фронт. Стали собирать трактора ЧТЗ.

***ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (школы ФЗО), в 1940-1958 профессионально-технические учебные заведения в СССР для подготовки рабочих массовых профессий (для строительства, угольной и др. отраслей промышленности) со сроком обучения 6 месяцев. Преобразованы в профессионально-технические училища.

MBOU PGO «Pyshminskaya SOSH» | 2015-2016 © ee-cms

Яндекс.Метрика